Официальный сайт муниципального образования
"Ворошневский сельсовет"
Курского района
Авторизация Разделы
Портал государственных и муниципальных услуг Курской области
Портал государственных услуг РФ
Оценка населением эффективности деятельности руководителей
Меры поддержки сельхозкооперации
Каталог сельхозпродукции
Портал «Светлая страна»
Информация о плановых отключениях электроэнергии
Информация о плановых отключениях электроэнергии
Прокуратура разъясняет
Услуги росреестра в электронном виде
Общественный совет
Лекция: Административное правонарушение и административная ответственность

Лекция: Административное правонарушение и административная ответственность


1. Понятие административного правонарушения и его признаки. Основанием административной ответственности является ад­министративное правонарушение.

Согласно ст. 2.1 КоАП  административ­ным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения. Ими являются:

а) антиобщественность;

б) противоправность;

в) виновность;

г) наказуемость деяния.

Исходным в характеристике указанных признаков является понятие «деяние». Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, также нарушение запрета (например, нарушение правил охоты, невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства).

Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, неисполнение гражданами обязанностей по военному учету). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как дей­ствием, так и бездействием (например, нарушение правил охра­ны водных объектов).

По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Антиобщественный характер подчеркивают задачи законодательства об административных правонарушениях, и проявляется это в противоправности такого рода правонарушений.

Какое деяние в рамках института административной ответствен­ности является антиобщественным, определяется законодатель­ством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правона­рушения.

Противоправность заключается в совершении деяния, нару­шающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не толь­ко к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охра­няется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финан­сового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при ук­лонении от уплаты налога - нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать админист­ративного правонарушения и повлечь административную ответ­ственность.

Виновность деяния физического лица означает, что оно со­вершено умышленно или по неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правона­рушения, если будет установлено, что у него имелась возмож­ность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена админис­тративная ответственность, но данным лицом не были приня­ты все зависящие от него меры по их соблюдению. Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправ­ности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов.

Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством пре­дусмотрена административная ответственность.

С одной стороны, административное правонарушение — ос­нование административной ответственности, с другой, такая ответственность — признак административного правонарушения, оп­ределяющий его юридическую природу.

 2. Юридический состав административного правонарушения и его элементы. Состав административного правонарушения — совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.

Признаками (элементами) состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом являются общественные отношения, урегулирован­ные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конк­ретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в со­вершении действий, примерный перечень которых дан в форму­лировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причем закон напрямую не устанавливает запрета на их совер­шение, а делает это путем установления за деяние администра­тивной ответственности.

Объективная сторона заключается в действии или бездей­ствии, запрещенном административным правом. Как уже отме­чалось, действие или бездействие может посягать на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, трудового, финансового и др.). Наличие объ­ективной стороны административного правонарушения законода­тель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вред­ных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия — неоднократность, повторное, длящееся нарушение.

Субъектами административного правонарушения признают­ся:

  • физические лица;
  • юридические лица.

Среди физических лиц различаются: а) граждане РФ; б) дру­гие весьма разнообразные категории лиц, признаваемых субъек­тами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, соци­альных функций, состояния здоровья.

Для отдельных категорий лиц эти факторы обусловливают дополнительные основания привлечения к административной ответственности, для других — ограничение применения ее мер.

К числу первой группы относятся должностные лица, водите­ли транспортных средств и др.

Ко второй группе относятся лица, которые за административ­ные правонарушения несут ответственность в основном в соответствии с дисциплинарными уставами, специальными положе­ниями о дисциплине, правовыми актами, регламентирующими прохождение государственной службы в определенных органах, и в прямо предусмотренных КоАП РФ случаях.

Субъективная сторона административного правонарушения — психическое отношение субъекта (физического лица) к противо­правному действию или бездействию и его последствиям. Оно мо­жет быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в ука­занных формах, при наличии других признаков состава право­нарушения, признается виновным в его совершении. Вина как обя­зательный признак административного правонарушения предус­мотрена ст. 2.1 КоАП РФ.

Иными словами, это означает также, что вина есть психичес­кое отношение лица к совершенному им противоправному дей­ствию или бездействию и возможным их последствиям. Вина, сле­довательно, может проявляться в форме умысла и неосторожно­сти.

Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего дей­ствия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их до­пускало либо относилось к ним безразлично.

Неосторожное административное правонарушение имеет мес­то в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездей­ствия, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчи­тывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

Только при наличии состава административного правонаруше­ния лицо, его совершившее, может быть привлечено к админист­ративной ответственности.

 3. Классификация административных правонарушений. По субъектам выделяются правонарушения, субъектами ко­торых признаются:

  • граждане, должностные лица, юридические лица (ст. 6.3, 6.4, 6.5, 14.1 и др.);
  • должностные и юридические лица (ст. 13.12 п. 3 и 4, ст. 14.8 и др.);
  • юридические лица (ст. 14.17 п. 1 и 4, 14.24 п. 3 и др.);
  • граждане и юридические лица (ст. 7.28, 12.35 и др.);
  • граждане и должностные лица (ст. 15.6 ч. 19.1, 20.5 и др.);
  • должностные лица (ст. 7.16, 12.31, 12.32 и др.);
  • граждане (ст. 19.16, 21.5 и др.).

В зависимости от видов наказаний выделяются административные правонарушения, за которые предусмотрены только ос­новные наказания, их подавляющее большинство; основные и дополнительные наказания (ст. 5.19, 6.14, 7.15, 19.23, 20.3, 20.4 и др.); основные наказания в качестве альтернативных (ст. 9.3, 14.22); основные и дополнительные наказания не предусмотрены в ка­честве альтернативных.

Каждый их вид предусмотрен за то или иное правонарушение и может применяться в качестве дополнительного либо обязательного к основному (ст. 20 ч. 3 и 9), либо по усмотрению субъекта, уполномоченного на его применение за дан­ное административное правонарушение.

Предупреждение обычно устанавливается в качестве основ­ного наказания, альтернативного административному штрафу за некоторые административные правонарушения. В иных случаях предупреждением не может быть заменен административный штраф.

Административный штраф является универсальным наказа­нием, предусмотренным за все административные правонаруше­ния. В этом качестве он не может быть принят за самостоятель­ный критерий классификации административных правонаруше­ний.

Административный арест, лишение специальных прав и дисквалификация влекут существенные ограничения прав гражда­нина. Поэтому они предусмотрены за небольшое число наиболее серьезных административных правонарушений и назначаются судьей. 

4. Понятие и основные черты административной ответ­ственности. Административная ответственность - вид юридической от­ветственности, которая выражается в применении уполномочен­ным органом или должностным лицом административного нака­зания к лицу, совершившему правонарушение. Административ­ная ответственность внешне обладает всеми признаками юриди­ческой ответственности.

В то же время в законодательстве общие признаки юриди­ческой ответственности специфически преломляются примени­тельно к административной ответственности, а также закрепля­ются лишь ее характерные признаки.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

а) административная ответственность устанавливается феде­ральными законами и законами субъектов РФ об административ­ных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу.

б) основанием административной ответственности является административное правонарушение; уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок.

в) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица; уголовной - физичес­кие лица.

г) за административные правонарушения предусмотрены ад­министративные наказания. За преступления - уголовные на­казания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыс­кания.

д) административные наказания применяются широким кру­гом уполномоченных органов и должностных лиц: судов; испол­нительной власти и др.; уголовные наказания - только судом; дис­циплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компе­тенции.

е) административные наказания применяются органами и должностными лицами к не подчиненным им правонарушителям. По этому признаку административная ответственность отличает­ся от дисциплинарной, меры которой к работникам применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органам, дол­жностным лицам.

ж) применение административного наказания не влечет су­димости и увольнения с работы, за исключением дисквалифика­ции. Лицо, к которому применено административное наказание, считается имеющим его в течение установленного срока.

з) меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производ­ство по делам об административные правонарушениях. Уголов­ные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производ­ства.

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонару­шение, а мерами - административные наказания.

Федеральным законом, регулирующим административную от­ветственность в РФ, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он принят Го­сударственной Думой 20 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 июля 2002 г.

 


Прикреплённый файл: Информацию см. в приложении [21.75 Kb]
Создан: 29.03.2022 16:43. Последнее изменение: 29.03.2022 16:43.
Количество просмотров: 369